Излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата, отмечает Верховный суд (ВС) РФ.
Суть дела ООО «Адам» обратилось в ИФНС по городу Чебоксары с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами №976 предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением правительства РФ.
На основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, инспекцией сделан вывод о соответствии налогоплательщика критериям, необходимым для получения субсидии: на расчётный счёт общества была перечислена субсидия в размере 119 тысяч рублей.
Впоследствии Федеральной налоговой службой по городу Чебоксары было установлено, что по состоянию на 1 июня 2020 года у общества имелась недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 тысячи рублей, что послужило основанием для направления в его адрес уведомлений о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии. Поскольку общество не исполнило требования налогового органа, инспекция обратилась с соответствующим иском в суд.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики исковые требования инспекции удовлетворены. Апелляционный суд отменил указанное решение и отказал в удовлетворении иска, однако суд округа оставил в силе решение суда первой инстанции.
Позиция ВС
Иск заявлен налоговой инспекцией о взыскании неосновательного обогащения по правилам главы 60 ГК РФ, следовательно, к отношениям сторон применяются нормы Гражданского кодекса, напоминает Верховный суд.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами и сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.
Кроме того, в силу пунктов 3 и 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
«Излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата», — уточняет ВС.
Он отмечает, что согласно пункту 12 Правил № 976 субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета.
«Таких доказательств, равно как и доказательств недобросовестного поведения общества или наличия счетной ошибки, налоговым органом не представлено, судами не установлено. Перечисление субсидии обществу произведено на основании реестра, направленного в Федеральное казначейство самим налоговым органом», — указывает высшая инстанция.
Судебная коллегия также отклоняет довод налогового органа о наличии у общества недоимки по авансовым платежам за 2019 год.
«В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, был продлен срок уплаты налога (авансовых платежей) за 2019 год на 6 месяцев, то есть до 30.09.2020 включительно. Следовательно, недоимка по налогам возникает после 30.09.2020. Недоимка обществом была погашена в августе 2020 года, что подтвердил налоговый орган», — констатирует Верховный суд.
На основании изложенного ВС отменил постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа и решение Арбитражного суда Чувашской Республики и оставил в силе постановление Первого арбитражного апелляционного суда.
Источник сайт ВС РФ